Информация о следующем конкурсе РЭШ всегда доступна по адресу: http://iloveeconomics.ru/nes

Задача 8

I.

а) 1. В те дни, когда на пляже покупают больше мороженного, на пляже больше посетителей, поэтому происходит больше несчастных случаев. Само по себе, потребление мороженного не связано с рисками несчастного случая, т.е. если ограничить потребление мороженого, риск несчатного случая не снизится.
2. Качество еды никак не связано с успеваемостью. У детей, которые питаются бесплатно, обычно ограниченное материальное положение, значит, они не могут нанимать репетиторов, заниматься на дорогих курсах или покупать дорогие учебники. Возможно, это причина того, что их успеваемость в среднем ниже, чем у их одноклассников. К тому же, показатели успеваемости средние, а значит могут быть бесплатники, которые учатся лучше некоторых детей, питающихся за свой счет, что противоречит выводу, где связывается качество питания и успеваемость.
б) В обоих случаях, связываются абсолютно не связанные между собой явления. Однако, оба этих явления можно связать одной причиной, при этом сами они связываться не будут.
в) Дети, у которых пятерка по истории, написали тест по обществознанию лучше, чем остальные дети. Это означает, что их знания по истории помогли им написать тест по обществознанию.

II.

а) 1. Люди выходили на крышу, чтобы посмотреть фейерверк, а не фейерверк начинался из-за того, что люди вышли на крышу. Значит, то, что Василий Иваныч запер дверь на крышу, не избавит его от фейерверков.
2. Герой нанял телохранителя потому, что повысился риск его смерти (поэтому страховая компания повысила цену), но риск его смерти не повысился из-за того, что он нанял телохранителя. Таким образом, уволив телохранителя, герой не снизил риска своей смерти.
б) В обоих случаях, причина перепутана со следствием.
в) У Люды "четверка" по информатике. Люда заметила, что у одинадцатиклассников, которые решили сдавать ЕГЭ по информатике, в четверти выходит "пять" по информатике. Значит, если Люда решит сдавать ЕГЭ по информатике, ее оценка по информатике в четверти повысится до "пятерки".

III.

а) 1. Я считаю, что людям, прошедшим курсы переквалификации, помогли не сами курсы, а их черты характера, способности, знания и т.д. На курсы по переквалификации пошли люди, у которых выше мотивация, которые готовы вложить больше усилий чем те, кто на эти курсы не пошел. Именно это помогло им затем быстрее найти работу, помимо знаний, которые они получили на курсах.
2. Я думаю, клиентами компании А становятся люди, знающие статистику и более разбирающиеся во вложениях. Именно из-за этого доходность их вложений, в среднем, больше, чем доходность вложений клиентов компании Б.
б) В обоих случаях итоговый результат зависит не от самих курсов или компании, а от людей, которые идут на эти курсы или становятся клиентами данной компании.
в) Замечено, что у учеников, которые всегда делают домашние задания по алгебре, результаты контрольных по алгебре, в среднем, выше, чем у детей, которые не всегда делают домашние задания. Следовательно, подготовка домашнего задания помогает ученикам хорошо написать контрольную.

IV.

а) 1. То, что мы знаем, что сиквелы нравятся зрителям меньше, чем первые части фильмов, не дает нам знаний о том, что нравится зрителю больше - сиквелы или фильмы по новому сценарию.
2. Мы знаем, что если похвалить ребенка за хорошую оценку, затем его средний балл падает, но мы не можем знать, что будет, если ругать ребенка за хорошую оценку - вырастет его средний балл или упадет (например, он может потерять мотивацию). Поэтому мы не можем оценить изменения среднего балла в случае, если ребенка все время ругать.
б) В обоих случаях герои задачи (кинокомпания и родители) делают необоснованные ничем выводы, ведь у них нет полной информации (как соотносится успех сиквелов и фильма, снятого по новому сценарию, и как изменяется средний балл после того, как ребенка отругать за хорошую оценку).
в) Ученица заметила, что что, если перед контрольной по геометрии прорешать 20 задач из учебника по геометрии, то оценка за саму контрольную по геометрии точно будет не ниже "четырех". Значит, если перед контрольной по химии прорешать 20 задач из учебника по химии, то оценка за контрольную по химии будет не ниже "четырех".