Информация о следующем конкурсе РЭШ всегда доступна по адресу: http://iloveeconomics.ru/nes

Задача 8

I. а) 1. Существует объективная причина, по которой на пляже одновременно и покупают больше мороженого, и происходит больше несчастных случаев: на пляже становится больше людей (например, в выходные). Для того чтобы утверждать, что увеличение продаж мороженого является причиной увеличения несчастных случаев, необходимо провести серию экспериментов, в которых не будет влияния других факторов.

2. В данном случае не учтено то, что бесплатные обеды выдаются определенным людям, а именно тем, кто живет в неполных семьях, у кого серьезные проблемы со здоровьем и т.п. Ясно, что эти факторы влияют на успеваемость, т.е. у таких людей успеваемость скорее всего будет хуже. Для того чтобы сделать вывод о влиянии качества обедов на успеваемость, необходимо, чтобы не оказывалось влияния других факторов (т.е., например, в течение определенного периода времени выдавать бесплатные обеды одному классу и не выдавать другому (до эксперимента классы примерно равны по успеваемости), а затем сравнить их результаты).

б) В обоих случаях не было учтено влияние другого фактора и на событие, определявшееся "причиной", и на события, определявшееся как "следствие". Таким образом, причинно-следственная связь была нарушена наличием общей причины.

в) Замечено, что в те дни, когда на улицах города появляются елки, в магазинах увеличивается объем продаж. Значит, для того чтобы люди стали больше покупать, достаточно поставить елки на улицах города.

Ошибка в том, что и установление елок, и увеличение объема продаж в магазинах являются следствием другого фактора - приближения Нового года. Нельзя утверждать, что установление елок - причина повышения спроса.

II. а) 1. Дворник считает, что фейерверк начинается, потому что люди выходят на крышу. Однако (и это будет экспериментально проверено, т.к. фейерверк все равно начнется, несмотря на замок) все наоборот: люди выходят на крышу для того, чтобы посмотреть на фейерверк, который будет не потому, что они вышли на крышу (т.е. вне зависимости от их выхода на крышу), а потому, что в этот день праздник.

2. Человек посчитал, что вероятность его смерти повысилась из-за того, что он нанял телохранителя. Однако выводы страховой компании были основаны на другой логике: обычно (наоборот) люди нанимают телохранителя по причине увеличения вероятности смерти; соответственно, нанимание человеком телохранителя было для страховой компании сигналом для повышения платы.

б) В обоих случаях перепутана причина и следствие (люди выходят -> фейерверк начинается; нанимает телохранителя -> вероятность смерти повышается)

в) Когда на улице идет дождь, люди выходят с зонтиками. Тогда если выйти с зонтиком, то на улице пойдет дождь!
В данном выводе причина - зонтик, следствие - дождь. На самом деле причиной является дождь, а следствием - то, что люди выходят на улицу с зонтиками, чтобы не намокнуть.

III. а) 1. Нельзя утверждать, что прохождение этих курсов обеспечивает нахождение работы, но можно говорить о том, что знания, полученные переквалифицировавшимися людьми, позволили им превзойти тех, кто не получил этих знаний, и получить работу.
2. Нельзя утверждать, что сам факт консультации в компании А гарантирует более высокую доходность вложений, однако можно утверждать, что советы, данные в компании А, в среднем помогают лучше, чем советы, данныые в компании Б.
б) Ошибка состоит в том, что принадлежность какой-либо группе (прошедших курсы, пришедших на консультацию в ту или иную компанию) не может означать автоматическое получение ее свойств, т.к. в конкретном случае все зависит от стремлений человека, его стараний и даже удачливости.

в) Школа X входит в десятку лучших школ Москвы - ее ученики показывают высокие результаты на олимпиадах. Значит, если поступить в эту школу, то можно занять призовое место на олимпиаде.

Этот вывод неверен, т.к. даже если человек учится в хорошей школе, его результаты на олимпиадах во многом зависят от него самого.

IV. а) 1. Компания не учитывает тот факт, что сиквелы снимаются обычно к наиболее удачным фильмам, т.к. герои первой части полюбились зрителям, и есть большая вероятность, что они придут посмотреть продолжение. Вторая часть обычно менее успешна первой, но это не означает, что она менее успешна любого другого фильма, т.к. успешность первой части очень высока.
2. Логично предположить, что ругают детей с низкими средними баллами, а хвалят - с высокими. Маловероятно, что если ругать ребенка с высоким средним баллом, то его балл станет еще выше, ведь это означает, что никакого стимула лучше учиться у него нет.

б) Ошибка состоит в том, что в обоих случаях не учитывают предпосылок, по которым совершаются те или иные действия (снятие продолжения и поощрение/наказание ребенка), поэтому делаются неверные выводы.

в) Когда я училась в начальной школе, учеба приносила мне радость, учиться было легко. Когда я пошла в среднюю школу, учиться стало труднее, появилось много отрицательных эмоций. Значит, для того чтобы учеба приносила радость, надо всегда учиться в начальной школе.

Не учитываются предпосылки о том, что человек вырастает, ему требуется развитие, и учиться становится туднее, потому что становится труднее освоить новые, более углубленные знания.